В отделе нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки открылась выставка «Хороша ты, столица!», приуроченная к Дню города. На выставке представлен широкий круг нотных изданий конца XIX — начала XXI веков, показывающих отношение москвичей к своему родному городу, передающих праздничное настроение «веселящейся Москвы».
Балабанов, Алексей. Веселая Москва : кадриль из любимых современных мотивов : для фортепиано. Москва, [после 1872].
Шифр W 2971546.
Пригожий, Яков Федорович. Москва гуляет : современные куплеты : для голоса с сопровождением фортепиано / слова В. Ташкентского. Москва, 1886.
Шифр М 185/1100.
Впервые об этом празднике заговорили в конце
1840-х
годов, когда встал вопрос о дате образования Москвы. Известно, что группа
патриотов-москвичей
под руководством издателя известного в то время журнала «Московитянин» Михаила Погодина инициировала празднование
700-летия
города. Специальной программы празднования не было, хотя предполагалось подготовить к печати научные труды по истории Москвы, по описанию монастырей
и т. д.
В исторических хрониках сохранилось описание праздника: во всех церквях Москвы прошли благодарственные молебны, по улицам тянулись многочисленные экипажи, город сиял огнями: подножие памятника Минина и Пожарского, Московский университет, торговые лавки были опоясаны «огненной лентой»,
и т. д.
Поэт и публицист Михаил Дмитриев писал Михаилу Погодину: «… торжество народное: и быки жареные на площадях, и фонтаны, а вечером бал в Благородном собрании для дворянства и купечества и иллюминация… Да мало ли что можно бы придумать, а Москва этого стоит!»
Снова к вопросу празднования Дня города вернулись сто лет спустя, в 1947 году. Время было сложное, город еще не оправился от войны, многие здания требовали серьезного ремонта, но уже планировались
художественно-оформительские
работы, салют, московские предприятия брали на себя повышенные обязательства. Тогда праздник не стал традицией. Лишь после 1997 года, когда был отмечен очередной юбилей — 850 лет Москвы, День города стал ежегодным праздником, проходящим в первые выходные сентября.
Стрекалов, Д.Н. Москва 1812-1912 : марш для фортепиано с надписанным текстом. Саратов, [1912] - 3 с
Шифр МЗ 186/1421.
Гердаль, Софус. Всероссийская выставка 1882 г. : марш : для фортепиано. Москва, [18].
Шифр W 297/2072
Москва всегда любила повеселиться. Москвичи посещали театры, балы, концерты, бега, рестораны, парки, сады, где музыка играла главенствующую роль. Музыка звучала везде: в Большом театре блистали Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, выступали популярный русский хор Анны Ивановой, венгерские хоры и, конечно же, цыгане. Это о них так замечательно написал Антон Чехов в письме издателю Алексею Суворину: «Хорошо поют эти дикие бестии. Их пение похоже на крушение поезда с высокой насыпи во время сильной метели: много вихря, визга и стука…».
Интересны музыкальные произведения, посвящённые важным событиям, происходящим в Москве. Так, в 1882 году на Ходынском поле проходила XV Всероссийская
промышленно-художественная
выставка. Популярный композитор и аранжировщик цыганских мелодий Софус Гердаль пишет марш для фортепиано и называет его «Всероссийская выставка 1882 г.». В оформлении титульного листа марша использованы изображения павильонов выставки.
Лепин, Анатолий Яковлевич. Отдыхает родная столица : песня из комедии «Мы с вами где-то встречались» : для солиста и хора с фортепиано / слова Е. Долматовского. Ленинград, 1954.
Шифр Д 127/289, 290
Герчик, Вера Петровна. Москва : баллада : для среднего голоса с сопровождением фортепиано. Москва, 1947.
Шифр Д 87/609, Д 91/66
Немало маршей писалось в честь Москвы ныне забытыми и малоизвестными композиторами. Например, композитор
Д. Н. Стрекалов
свой марш для хора «Москва» посвятил Московской Городской Думе. Текст над музыкальными строчками проникнут любовью к городу: «Глаз не схватит улиц длинных. Это матушка Москва!» Интересна и кадриль «Веселая Москва» Алексея Балабанова, составленная из любимых сочинений того времени. Титульный лист кадрили был выполнен
художником-иллюстратором
Константином Чичаговым, сыном Николая Чичагова, известного российского архитектора, строителя Храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца, основателя московской династии архитекторов и художников Чичаговых.
Нелья не отметить популярную песенку «Веселая Москва» («У нас здесь, господа, так весело всегда») и куплеты «Москва гуляет» Якова Пригожего, с 1875 года жившего в Москве. Яков Пригожий был гениальным музыкантом и импресарио, стоявшим у истоков жанра «русского цыганского романса». Он руководил русским и цыганскими хорами, был, говоря современным языком,
арт-директором
знаменитого ресторана «Яр». Его романсы, вальсы, песни звучали во многих московских ресторанах и на концертных площадках. Куплеты посвящались Леониду
Градову-Соколову
, драматическому актеру, исполнителю комических куплетов.
Компанеец, Зиновий Львович. Хороша ты, столица : ариозо для высокого голоса с сопровождением фортепиано / слова А. Машистова. Москва, 1949.
Шифр Д 103/76-78
Компанеец, Зиновий Львович. Столица наша славная Песня для высокого голоса, смешанного хора и фортепиано / слова М. Исаковского. Москва, 1952.
Шифр Д 113/1152-1154
«Московская тема» привлекала многих композиторов и поэтов ХХ и XXI века. Невозможно перечислить все песни или
марши-вальсы
, посвященные столице. Но есть знаковые песни, по праву занимающие место самых популярных и любимых. Конечно, это «Москва майская» («Утро красит нежным светом»), сочиненная композиторами братьями Дмитрием и Даниилом Покрассами и поэтом Василием
Лебедевым-Кумачом
в 1937 году. И «Моя Москва» («Дорогая моя столица, золотая моя Москва») — её авторы Исаак Дунаевский и Марк Лисянский. Песня в исполнении Никиты Михалкова «Я шагаю по Москве» из одноименного фильма облетела всю страну и принесла композитору Андрею Петрову и поэту Геннадию Шпаликову всемирную известность.
Известная песня «Московские окна» сразу стала популярной. Её создавали выдающиеся мастера: композитор Тихон Хренников и поэт Михаил Матусовский. Интересна история этой песни. В конце
1950-х
годов кинорежиссер Григорий Александров обратился к Тихону Хренникову с просьбой написать песню для актрисы Любови Орловой к будущему фильму «Русский сувенир». К сожалению, песня никогда не прозвучала в исполнении актрисы: Тихон Хренников отправился в длительную командировку, и песня не вошла в снимаемый фильм. Некоторое время песня оставалась «бесхозной», пока к композитору не обратился Леонид Утесов с просьбой написать песню о Москве. Впервые она прозвучала в исполнении Леонида Утёсова в Московском театре эстрады.
Зори московские : песенник : для пения (соло, хор) без сопровождения. Москва, 1962.
Шифр Д 171/511-513
Хренников, Тихон Николаевич. Московские окна : для голоса без сопровождения / слова М. Матусовского // Зори московские. Москва, 1962. С. 87.
Шифр Д 171/511-513
Главным открытием 1964 года стал твист «Лучший город Земли» («Ты никогда не бывал в нашем городе светлом…») Арно Бабаджаняна и поэта Леонида Дербенева в исполнении Муслима Магомаева. Танец твист тогда был необычайно моден во всем мире. Бабаджанян и Магомаев дерзнули, хотя услышали много критики в свой адрес. На
какое-то
время песню даже велели убрать из радиоэфира, но это не помешало ей стать суперпопулярной.
Песни о Москве — это всегда гимн любимому городу, его улицам, бульварам, площадям, его жителям и гостям. Каждое представленное на выставке издание — страничка жизни столицы.
В фонде отдела нотных изданий можно познакомиться и с другими сочинениями, посвященными Москве, а также послушать в исполнении известных певцов любимые песни: «Зори московские» (музыка А. Островского, слова М. Лисянского), «Покажите мне Москву» (музыка и слова А. Розенбаумана), «Песенка об Арбате» (музыка и слова Б. Окуджавы), «Это Москва» (музыка Д. Тухманова, слова Л. Дербенева и И. Шаферана), «Подмосковные вечера» (музыка В.
Соловьева-Седого
, слова М. Матусовского) и многие другие.
Куратор выставки — главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей Людмила Александровна Лейченко.
Выставка продлится до 30 сентября. Вход по читательским билетам.
Васильев-Буглай, Дмитрий Степанович. Москва : хоровая сюита : для смешанного хора без сопровождения. – Москва ; Ленинград, 1947. – Посвящается 800-летию Москвы.
Шифр Д 87/1027-1029
Соловьев-Седой, Василий Павлович. Подмосковные вечера : для голоса без сопровождения / слова М. Матусовского // Зори московские. Москва, 1962. С. 89.
Шифр Д 171/511-513